ИСКУССТВЕННАЯ СТРАНИЧКА : : : : : : : : : : . . . . . . . . . . . . . Илья Травин . . . . Апатиты, Мурманская область
ДОМАШНЯЯ ФОТОСТУДИЯ
                                                     главная

Как сделать бюджетную домашнюю фотостудию?

примеры получаемых фотопортретов использование плёночной и недорогой цифровой фотосистем использование системы Pentax Q

Вот такие фотографии можно делать в простой домашней фотостудии:

фотографии в домашней фотостудии фотографии в домашней фотостудии фотографии в домашней фотостудии

Просматривая фотографии в интернете и в фотожурналах, ловил себя на мысли попробовать студийную фотосъёмку. Но как это осуществить, если в распоряжении нет никакого лишнего помещения, да и финансы ограничивают полёт мысли? Я решил написать о своём опыте сборки бюджетной домашней фотостудии. Главной целью было уменьшение финансовых затрат. Текст ниже рассказывает лишь о частном варианте создания домашней любительской фотостудии, которую может собрать любой фотолюбитель, для фотографирования знакомых и родных, и текст этот будет интересен лишь фотолюбителям, а у профессионалов от фото, наверное, он может вызвать лишь улыбку. Ну да ладно.

Итак, помещение. В моём случае это была мебелированная квартира, где я выделил для фотоэкспериментов одну небольшую стену. Свободное пространство перед стеной было очень сжатым, поэтому сразу пришлось настроиться лишь на погрудные и поясные портреты.

На этой стене я разместил фон. Фон - тканевый, размером около 1.80 х 3 м. Я относительно недорого приобрел несколько готовых фонов разной расцветки и тона, но в принципе, можно сделать что-то подобное и самому - купить ткань и раскрасить. Или купить однотонную ткань (серую, белую, чёрную, цветную). Просто в моём случае оказалось дешевле купить готовый фон. Фон выполнен из х/б ткани, с цветными разводами, краска оказалась более-менее устойчива к влаге. Каждый фон я прогладил утюгом с отпаривателем, и намотал на двухметровый отрезок водопроводной трубы пвх. Так фоны могут храниться на шкафу, и не мяться.

студийные фоны лежат на шкафу

Я просверил в стене квартиры горизонтальный ряд отверстия по предполагаемой верхней кромке фона, вставил туда простые саморезы с плоской широкой шляпкой. Купил в магазине тканей недорогие простые жестяные зажимы для штор. Саморезы держат зажимы, а те - ткань. По обеим сторонам фона, сделал два вертикальных ряда отверстий, и также вставил туда саморезы с зажимами. Это всё позволило мне растягивать фон по стене, а свободный конец ткани внизу можно было растелить по полу.

Когда мне нужен фон для фотографирования, я беру трубку с намотанным фоном, кладу внизу у стены, разматываю ткань вверх, креплю верхнюю кромку фона, и почерёдно сверху вниз креплю боковые кромки, натягивая плоскость ткани. Получается очень хорошо. И заметьте, совсем недорого. Неохота сверлить много отверстий? Есть вариант: загнуть "верхний" край ткани и прошить чтобы можно было вставить туда трубу пвх (подобный длинный "карман" часто присутствует у готовых фонов). Вставить трубу пвх. Если протянуть внутри трубы шнур, то можно за этот шнур подвешивать развёрнутый фон на стену. Осталось сделать всего одно-два отверстий в стене, и можно вешать фон. Ткань будет висеть вероятно, неровно, но в целом, нормально. На трубу пвх можно наматывать ткань и так хранить.

фон крепится на стену при помощи зажимов штор

Освещение. Я приобрёл недорогой моноблок Raylab с байонетом Bowens, на 200 Вт, на который навешиваю либо стрип-бокс, либо что иное. Очень удобно иметь осветитель с распространённым байонетом, чтобы не мучаться с переходниками и нестандартными насадками. Под этот моноблок я приобрёл металлическую стойку с крепкими винтовыми зажимами. Это мой основной, и финансово самый затратный, свет. Помещение небольшое, и 200 Вт мне хватает. Если, по задумке и финансам, намечаются только зонты, но не какие-либо насадки, то можно обойтись не моноблоком, а даже дешёвыми лампами-вспышками с держателями для зонтов.

моноблок и стрип-бокс - самая дорогая часть моего освещения

Также я приобрёл пару самых дешёвых студийных вспышек на 180 Вт с пилотным светом и плавной регулировкой мощности. Эти вспышки не имеют какого-либо байонета, поэтому насадки к ним найти очень трудно, но я нашёл и купил подходящие по размеру спот-насадку с цветными фильтрами и сотами, а также четырёхлопастную насадку barn-door с цветными фильтрами и сотами. Вспышки имеют также крепление для зонта, которое я использую по прямому назначению - креплю зонт. Вспышки крепятся на самые дешёвые стойки с пластиковыми защёлкиващимися зажимами секций. В целом, несмотря на довольно разнообразное оборудование, всё вышло довольно бюджетно. При желании тут можно ещё съэкономить, и заместо таких вспышек с пилотным светом приобрести лампы-вспышки с цоколем как у простой лампочки. Они без пилотного света. В комплект к ним можно купить ещё "патроны для ламп-вспышек" с держателем зонта и креплением на стойку. В целом, это будет экономней. К тому же, как оказалось, эти спот-насадки подходят как к недорогим вспышкам с пилотным светом, так и к таким простым лампам-вспышкам.

зонт крепится прямо к вспышке

При возможности, конечно, следует не брать "самое дешёвое", т.к. возможны сюрпризы - трескаются кронштейны вспышек, отказывают импульсные лампы, китайское качество иногда не очень высоко, и экономия выйдет боком. Но у меня пока всё более-менее работает корректно. Хотя одну кольцевую импульсную лампу я уже поменял.

дешёвая китайская студийная вспышка неплохо работает в домашней фотостудии

Отражатель для подсветки теней, был выбран тоже недорогой, и к нему был прикуплен держатель (пластиковая телескопическая палка с зажимами) и отдельная опять же, самая недорогая стойка, с зажимами-защёлками секций. Первое время в качестве стойки отражателя я использовал простой фотоштатив, но со стойкой стало удобнее.

Стул. Первые фотографии я делал, усаживая модель на простой стул, но мне быстро надоело приседать на корточки, поэтому чуть позже я приобрёл самый дешёвый барный стул. С барным стулом лучше получаются не только коленки у моделей, но и в случае просто погрудного портрета, мне уже не приходилось приседать или самому садиться на стул, чтобы быть на одном уровне с лицом портретируемого.

На окно я сделал тёмную штору: купил чёрный плотной непрозрачной дермантиновой ткани, в длину окна, прорезал отверстия поверху, продел шнур, и прикрепил шнур к стене поверх окна, на саморезы. Штору можно сдвинуть в сторону, и в комнату идёт свет из окна, а если растянуть ткань по шнуру, то становится темно.

окно задёргивается непрозрачной тканью из дермантина

В принципе, это все затраты и всё оборудование. Можно было собрать оборудование ещё бюджетней, заменив софтбоксы на зонты (есть зонты-софтбоксы - они не дают расходиться лишнему свету по небольшому помещению), и обойтись без моноблока вообще. Можете не тратить лишние деньги. Необходимый минимум - пара ламп-вспышек с держателями, один универсальный зонт (на просвет и отражение), две самые дешёвые стойки, плюс насадка с цветными плёнками на лампу-вспышку. Одну лампу с зонтом направляете на портретируемого, другую лампу с насадкой - на фон.

Иллюстрации к этой статье были сделаны на ч/б фотоплёнку.

главная

Илья Травин, 2014 г.